Внесение сведений в ЕГРЮЛ обществами с ограниченной ответственностью.
Внесение сведений в ЕГРЮЛ
обществами с ограниченной ответственностью.
С 1 января 2016 года любые сведения в ЕГРЮЛ могут быть проверены ИФНС, если имеются обоснованные сомнения в их достоверности. Налоговики смогут проверить либо информацию, которая уже есть в ЕГРЮЛ (например, данные об адресе или руководителе), либо сведения, которые планируется внести в ЕГРЮЛ (например, при поступлении документов на реорганизацию, ликвидацию, внесение изменений в ЕГРЮЛ.
Проверяя содержащуюся в ЕГРЮЛ информацию, налоговые инспекции смогут установить факт недостоверности в отношении следующих данных:
-об адресе (месте нахождения), по которому осуществляется связь с организацией;
-об учредителях (участниках) организации;
-о размерах и номинальной стоимости долей ;
-о Ф.И.О. руководителя, его паспортных данных и ИНН.
Если налоговики установят, что информация недостоверна, они направят в адрес организации, учредителям и руководителю соответствующее уведомление. В течение 30 дней с момента направления уведомления организация должна будет или добровольно внести изменения в ЕГРЮЛ или же представить документы, свидетельствующие о достоверности информации. Если же ни того, ни другого не произойдет, то ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений.
По сути, с 2016 года закрепляется возможность внесения записи о недостоверности сведений об организации регистрирующим органом без заявлений самой организации и вынесения судебных решений.
Если добросовестная организация согласится с тем, что в ЕГРЮЛ, действительно, есть некорректные данные (например, там указаны старые паспортные данные директора), то, скорее всего, компания быстро предпримет меры для их уточнения. Если компания пропустит 30-дневный срок и не успеет подтвердить, что информация достоверна, то сведения тогда тоже будут признаны недостоверными, что повлечет за собой внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Поэтому на уведомления налоговиков придется реагировать оперативно.
Изменения в ЕГРЮЛ необходимо вносить в случае изменения содержащихся в нем сведений, внесенных ранее. Порядок внесения изменений одинаков для всех сведений из ЕГРЮЛ, кроме информации об участниках общества. В последнем случае действуют специальные правила.
Чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ, необходимо подать в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Такое правило установлено в пункте 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), пункте 22 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.
Подпись заявителя на заявлении нужно заверить у нотариуса. Исключение составляет ситуация, когда заявление направляют в инспекцию в форме электронного документа (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 38 Административного регламента). При внесении изменений в ЕГРЮЛ без изменения устава госпошлину платить не нужно.
Документы в налоговую инспекцию необходимо представить в установленный срок. В течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, общество обязано сообщить об этом в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации).
За неисполнение или несвоевременное исполнение этой обязанности (а также сообщение недостоверных сведений) на генерального директора может быть наложен штраф в размере 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Заявление в налоговую инспекцию можно представить любым из следующих способов:
1) непосредственно в налоговый орган – лично заявителем (генеральным директором или иным лицом, действующим от имени общества без доверенности) либо через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому нужно приложить к документам такую доверенность или ее копию, заверенную нотариусом;
2) в многофункциональный центр – лично заявителем или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому нужно приложить к документам такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом;
3) по почте – почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;
4) через нотариуса, заверившего подпись на заявлении о регистрации;
5) путем направления электронных документов, подписанных электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет):
-через сайт ФНС России с помощью сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию»;
-через единый портал государственных и муниципальных услуг (ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
В течение пяти дней с момента получения заявления инспекция вносит соответствующие изменения в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона о государственной регистрации, п. 16 Административного регламента). Не позднее одного рабочего дня с момента такого внесения инспекция выдает обществу документ, подтверждающий факт регистрации, – лист записи ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 15, п. 86–90 Административного регламента). С 11 марта 2014 года вместе с этими документами выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).
Порядок выдачи листа записи ЕГРЮЛ различается в зависимости от того, каким способом представили заявление:
1. Заявление подано непосредственно в инспекцию или направлено по почте
Заявитель получает лист записи ЕГРЮЛ тем способом, который он указал в заявлении (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации). Например, если в заявлении отмечен пункт «направить по почте», инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации должна направить лист записи почтовым отправлением в адрес заявителя.
2. Заявление подано в многофункциональный центр
За листом записи ЕГРЮЛ заявитель (его представитель по доверенности) должен явиться в многофункциональный центр (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 88 Административного регламента).
3. Заявление представлено через нотариуса
Нужно обратиться к этому же нотариусу, чтобы получить лист записи ЕГРЮЛ: в электронной форме или в письменном (бумажном) виде, если нотариус удостоверил его равнозначность электронному документу.
Забрать лист записи у нотариуса может сам заявитель или его представитель:
-по нотариально удостоверенной доверенности либо
-по доверенности в простой письменной форме, которую ранее представил нотариусу сам заявитель.
Такие правила установлены в пункте 3 статьи 11 Закона о государственной регистрации, статье 86.3 Основ законодательства о нотариате.
4. Заявление направлено через Интернет
Заявитель получает лист записи ЕГРЮЛ в электронной форме по e-mail. По своему усмотрению заявитель может потребовать выдачи такого документа в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, п. 89 Административного регламента).
Особый порядок внесения изменений в ЕГРЮЛ при изменении сведений об участниках ООО
Изменение сведений об участниках ООО может быть связано с различными событиями, в том числе с продажей участником своей доли другому участнику или третьему лицу с переходом доли к обществу, и в других случаях.
Изменение сведений не связано с переходом доли к другому лицу. Если изменение сведений не связано с переходом доли участника к иному лицу, то регистрация проводится в общем порядке.
Изменение сведений связано с переходом доли к другому лицу, но нотариальное удостоверение сделки при этом не обязательно. В случае когда изменения связаны с переходом доли участника к иному лицу, но в соответствии с абзацем 2 пункта 11 статьи 21 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) нотариальное удостоверение такой сделки необязательно, внесение изменений происходит в общем порядке, но с представлением в регистрирующий орган дополнительных документов.
Во-первых, при выходе участника из ООО и переходе доли к обществу дополнительно нужно представить документ, подтверждающий основание перехода доли к обществу, а именно – заявление участника о выходе из общества с отметкой директора о принятии заявления от участника на определенную дату, поскольку на основании такого заявления доля переходит к обществу (п. 6.1, подп. 2 п. 7 ст. 23, п. 6 ст. 24, ст. 26 Закона об ООО). Документ, подтверждающий основание перехода доли к обществу, лучше подавать на регистрацию в копии, заверенной подписью директора и печатью общества, а оригинал документа – оставлять в обществе. Законом не установлено, в какой форме нужно подать документ, подтверждающий основание перехода доли к обществу (п. 6 ст. 24 Закона об ООО). Из буквального толкования закона следует, что документ должен быть предоставлен в оригинале. Однако есть несколько причин, почему это делать нельзя:
1. Такой документ изначально оформляется в единственном экземпляре и поэтому должен остаться в обществе. Иначе в случае возникновения спора обществу нечем будет подтвердить, что от участника поступало такое заявление (требование).
2. В случае последующего распределения или продажи перешедшей к обществу доли на регистрацию опять же нужно будет представить документ, подтверждающий основание перехода доли к обществу.
3. В случае отказа в регистрации никакие документы заявителю не возвратят. Следовательно, оформить комплект документов для повторной подачи уже не получится без привлечения вышедшего участника.
Документы на государственную регистрацию следует представлять в обычном порядке, при этом нужно соблюсти месячный срок для подачи, который исчисляется со дня перехода доли к обществу (п. 7.1 ст. 23 Закона об ООО).
Во-вторых, при приобретении доли участника обществом в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об ООО дополнительно надо представить документ, подтверждающий основание перехода доли (части доли) к обществу – требование участника о приобретении его доли обществом (п. 6 ст. 24 Закона об ООО). Как и с заявлением участника о выходе, законом не установлено, в какой форме нужно подать такое требование на регистрацию. В связи с этим имеет смысл оригинал документа оставить в обществе, а на регистрацию подать его копию, заверенную подписью директора и печатью общества.
Документы на государственную регистрацию следует представлять в обычном порядке, при этом нужно соблюсти месячный срок для подачи, который исчисляется со дня перехода доли к обществу (п. 7.1 ст. 23 Закона об ООО).
В-третьих, при распределении доли между участниками общества (ст. 24 Закона об ООО) дополнительно надо представить следующие документы:
1. Документы, подтверждающие основание перехода доли (части доли) к обществу.
Если доля перешла к обществу в результате выхода участника из общества, таким документом будет заявление участника о выходе из общества с отметкой директора о принятии заявления от участника на определенную дату.
Если доля перешла к обществу в связи с подачей участником требования о приобретении доли, таким документом будет требование участника с отметкой директора о принятии требовании от участника на определенную дату.
Законом не определено, в какой форме нужно представлять указанные документы. В связи с этим имеет смысл представлять их в копии, заверенной подписью директора и печатью общества;
2. Документы, подтверждающие последующее распределение доли.
Таким документом будет протокол общего собрания участников ООО, которым оформлено решение о распределении доли и утверждение нового соотношения долей. Если в обществе остается один участник, то он распределяет на себя доли вышедших участников своим решением.
Если участнику, вышедшему из общества, на дату подачи документов на регистрацию выплачена действительная стоимость доли (п. 2 ст. 23 Закона об ООО), к документам, подаваемым на регистрацию, можно приложить копию расходного кассового ордера или иных документов, подтверждающих осуществление выплаты вышедшему участнику. Закон не обязывает это делать, но, учитывая то, что при малейших сомнениях налоговая инспекция может без законных оснований отказать в регистрации, представление таких документов уменьшит риск отказа.
Документы на государственную регистрацию следует представлять в обычном порядке, при этом нужно соблюсти месячный срок для подачи, который исчисляется со дня принятия решения о распределении доли (п. 6 ст. 24 Закона об ООО).
В-четвертых, при продаже обществом нераспределенной доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам (ст. 24 Закона об ООО) дополнительно надо представить следующие документы:
1. Документы, подтверждающие основание перехода к обществу доли (части доли).
Если доля перешла к обществу в результате выхода участника из общества, нужно приложить заявление участника о выходе из общества с отметкой директора о принятии заявления от участника на определенную дату.
Если доля перешла к обществу в связи с подачей участником требования о приобретении доли, нужно приложить такое требование участника с отметкой директора о принятии требования от участника на определенную дату.
Законом не определено, в какой форме нужно представлять указанные документы. В связи с этим имеет смысл представлять их в копии, заверенной подписью директора и печатью общества.
2. Документы, подтверждающие последующую продажу и оплату доли.
Такими документами являются решение единственного участника ООО (протокол общего собрания участников ООО), которым оформлено решение о продаже доли и утверждение нового соотношения долей, и договор купли-продажи доли.
Также надо представить приходный кассовый ордер или иной документ, подтверждающий оплату доли по договору купли-продажи. Такие правила установлены в пункте 6 статьи 24 Закона об ООО.
Кроме того, желательно представить документы, подтверждающие выплату действительной стоимости доли вышедшему участнику. Закон не обязывает это делать, но, учитывая то, что при малейших сомнениях налоговая инспекция может без законных оснований отказать в регистрации, представление таких документов уменьшит риск отказа.
Документы на государственную регистрацию нужно представлять в обычном порядке, при этом нужно соблюсти месячный срок для подачи, который исчисляется со дня принятия решения общим собранием участников (п. 6 ст. 24 Закона об ООО). Изменение сведений связано с переходом доли к другому лицу, и нотариальное удостоверение сделки при этом обязательно. Если нотариальное удостоверение сделки по отчуждению доли является обязательным, заявление в регистрирующий орган должен подавать нотариус, удостоверивший сделку. В частности, нотариус: подписывает заявление и скрепляет его своей печатью, а затем направляет его в налоговую инспекцию в форме электронного документа. Эти действия нотариус должен совершить в течение трех дней с даты удостоверения сделки. Такие правила установлены в пункте 14 статьи 21 Закона об ООО.
В течение пяти дней с момента получения заявления инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о переходе доли (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона о государственной регистрации, п. 16 Административного регламента). Не позднее одного рабочего дня с момента внесения записи инспекция выдает документ, подтверждающий факт регистрации, – лист записи ЕГРЮЛ. Такой документ направляют нотариусу в электронной форме (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 15, п. 86–90 Административного регламента, ст. 86.3 Основ законодательства о нотариате). Забрать лист записи у нотариуса можно: в электронной форме или в письменном (бумажном) виде, если нотариус удостоверил его равнозначность электронному документу.
В аналогичном порядке происходит внесение изменений в ЕГРЮЛ, связанных с обременением доли залогом. При этом от залогодателя дополнительно потребуется рыночная оценка закладываемой доли.
Таким образом, пакет документов, который необходимо представить в налоговый орган для регистрации изменений в ЕГРЮЛ находится в прямой зависимости от изменений, которые организация собирается внести. Сроки и порядок регистрации изменений варьируются по тому же принципу. Запись о недостоверности информации в ЕГРЮЛ может негативно отразиться на физических лицах, являющихся руководителями или учредителями организаций. Если в реестре появится запись о недостоверности сведений, то с такой ненадежной компанией попросту не станут сотрудничать.